Экодом — “Tesla” в мире архитектуры. Часть 2
Статьи
Экодом — «Tesla» в мире архитектуры. Часть 2
«Дом это машина для жизни», Ле Корбюзье



Посмотрите два коротких видео.

Первое длится 2 минуты, оно наглядно и просто объяснит, что такое экологический след:
Dim lights Embed Embed this video on your site


На втором Элон Маск за 12 минут расскажет, почему налог на СО — реальная и достаточно близкая перспектива:
Dim lights Embed Embed this video on your site


Соломенные и саманные дома вообще не производят СО.

Экостандарты США и Европы

LEED

The Leadership in Energy & Environmental Design (LEED[1]) — Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании. Рейтинговая система зеленых зданий. LEED разработали в United States Green Building Council. Это стандарт измерения энергоэффективности, экологичности и устойчивости зданий. Задача стандарта — ускорить переход строительной индустрии к проектированию, возведению и эксплуатации зеленых сооружений.
LEED охватывает:
  1. Прилегающую территорию.
  2. Эффективность использования водных ресурсов.
  3. Энергию и атмосферу здания.
  4. Материалы и ресурсную базу.
  5. Качество внутреннего воздуха.
  6. Новые стратегии в проекте и инновации.
К сожалению, дом с токсичными материалами, например, несъемной опалубкой из пенопласта, может получить высокий рейтинг LEED — здание должно сберегать энергию и экономно расходовать ресурсы на содержание. Для этого нужно: модернизировать вентиляцию; использовать вторично переработанные материалы, например, черепицу из автопокрышек; внедрить технику класса энергопотребления А+; установить систему умного дома.
Стандарт продолжает развиваться. United States Green Building Council отслеживает и исключает лазейки, которыми пользуются продавцы ядовитых стройматериалов.

BREEAM

BRE Environmental Assessment Method (BREEAM[2]) — метод экологической оценки эффективности зданий. Добровольный рейтинг оценки зеленых зданий. BREEAM разработали в Британской BRE Global. За пределами Британии сертифицировали более 200 тысяч зданий. Около миллиона проходят сертификацию.
Особенность системы — начисление от 1 до 5 баллов по нескольким пунктам, касающимся безопасности жизнедеятельности, комфорта и влияния на окружающую среду. Баллы умножаются на весовые коэффициенты, которые отражают актуальность решений на месте застройки. Гибкость и объективность BREEAM подходит для регионов с разным климатом и инфраструктурой государств.
Некоторые разделы BREEAM:
— энергия;
— вода;
— материалы;
— утилизация отходов;
— использование земельного участка.
Метод используют крупные застройщики, офисные центры и агентства недвижимости для упрощения получения разрешения на строительство и выгодных условий кредитования (мы упомянули об этом в конце 1 части статьи).
К сожалению, стандарт допускает использования ядовитых материалов при определенных условиях. Даже неэкологичный проект может получить сертификат BREEAM... с допиской, на которую никто не обратит внимание.

Другие стандарты

Исчерпывающее описание критериев оценки экологичности зданий — тема отдельного цикла статей. Пока достаточно понять, что любые стандарты нацелены на улучшение экологической ситуации в мире. Я был бы рад, если бы экологические рейтинги стали признанной общепринятой практикой в Украине.
К сожалению, пока контроль качества сооружений — это дополнительный источник «серого» заработка украинских менеджеров и государственных чиновников. Уверен, в будущем экостандарты сделают мир лучше и чище.

Практическая забота об экологии

Если хотите соответствовать критериям любого экологического стандарта не на бумаге, а в реальности — решите такие задачи:
  1. Раздельный сбор мусора и его переработка. В идеале утилизация не наносит вред окружающей среде. Использование систем компостирования. Отказ от использования пластика и полиэтилена.
  2. Грамотная очистка и утилизация стоков без загрязнения грунтовых вод. Использование систем компостных туалетов. Разделение стоков.
  3. Максимальная экономия тепловой и электрической энергии, использование светодиодных систем освещения и датчиков объема на отключение света. В идеале дом соответствует требованиям пассивного.
  4. Экологичность и возобновляемость строительных материалов: дерево, отходы древесной промышленности, вторично используемая древесина, отходы сельскохозяйственной промышленности, техническая конопля, водоросли, камыш, глина, песок.
  5. Грамотная приточно-вытяжная вентиляция дома с рекуператорами и фильтрами пыли, разумное и бережливое использование воды.
  6. В идеале используются методы уменьшения перегрева поверхностей и снижения выброса СО. Отказ от сжигания топлива для отопления, отказ от использования авто с ДВС.
  7. Огромный плюс — солнечные системы, фотогальванические панели, водяные и воздушные коллекторы, ветроустановки.
Только после решения этих пунктов разумно пытаться отказываться от бумаги и деревянных карандашей.


Постскриптум об автомобилях

Часто натыкаюсь на аргумент: для создания электрокара или солнечной станции нужно потратить больше воды и переработать больше вредных веществ, чем для создания движка ДВС или постройки ТЭС. Так что эти ваши псевдозеленые технологии — полная ерунда.
Если говорить о постройке дома из самана, безвредность очевидна. Но солнечные панели, системы рекуперации, системы очистки стоков и фильтры значительно сложнее. Я не буду вдаваться в подробности, а проведу краткую параллель с электрокарами Tesla. Любое крупное производство загрязняет окружающую среду — это факт! Все держится на нюансах, в которых не хотят разбираться противники экологически ориентированного движения.

Для производства электрокаров компания Tesla выкупила огромный автомобильный завод, выпускающий авто с ДВС. Это рециклинг. Это работа в готовых промышленных сооружениях. Это решение проблем уже загрязненной среды и снижения выбросов в будущем. Теперь завод производит модели S и X по полному циклу — от рулонов алюминия до готовых автомобилей. Компания строит Гигафабрику, производящую компоненты электрокаров, заправочных станций, аккумуляторов и солнечных коллекторов. Tesla стремится сконцентрировать все производство в одном месте. Уже сегодня производственные цепочки компании оборудовали передовыми технологиями, адаптировали под жесткие американские стандарты энергоэффективности и экологичности.

Для производства электромобиля нужны:
— цех электродвигателей;
— цех аккумуляторов;
— кузовной цех;
— цех подвески;
— сборочный цех.
Производство авто с ДВС сложнее — элементов больше, двигатель конструктивно сложнее. Приходится работать токсичным антифризом и машинным маслом.

Утверждение, что «электромобили» загрязняют землю больше, чем «машины с ДВС» — по меньшей мере признак необразованности или заказной антирекламы. Прогнозы Илона Маска: электромобили будущего будут заряжаться от Солнца; ТЭЦ вымрут в течение 30 лет, потому что возобновляемая солнечная энергия станет рентабельнее.



Экотехнологии продолжают развиваться. Наверняка, сегодня на каком-то участке производственной цепи электрокар проигрывает авто с ДВС. Наверняка, сегодня электрокары обходятся дороже авто с ДВС. Но в целом у бензиновых и дизельных двигателей нет будущего, альтернативные конструкции превзойдут их по всем параметрам. В том числе — по экологичности при производстве и в процессе использования. Очень похоже на сравнение традиционной и зеленой архитектуры, не так ли?


  1. usgbc.org/leed
  2. Breeam.com

© Эко-архитектор: Бульков Константин
Редактор: Вигилев Максим

Dim lights Embed Embed this video on your site
Dim lights Embed Embed this video on your site
Dim lights Embed Embed this video on your site
Dim lights Embed Embed this video on your site

Сохранить
 

Notice: Constant _JEXEC already defined in /sata1/home/users/milasong/www/www.ansambl.dp.ua/index.php on line 91